Фейковые новости: битва за правду с помощью новых технологий
Фраза "фейковые новости", получившая массовую популярность после упоминания президентом США, кажется, не только подстегнула интернет-пользователей более критично относится к информации, транслируемой в социальных сетях, более внимательно разбираться, но, что из попадающего в медийное пространство правда, а что — вымысел. К проблеме, похоже, серьезно отнеслись на правительственном уровне: во многих странах готовы инвестировать в технологические средства борьбы с ложной информацией и решать проблему на законодательном уровне.
Фейковые новости как явление существовали задолго до появления социальных медиа, но повсеместно об этом заговорили во время предвыборной гонки в США в 2016 году. Тогда количество репостов «ненастоящих» новостей в Facebook и Twitter превысило количество репостов новостей реальных. Просто потому, что ложная информация больше соответствовала ожиданиям пользователей. Словосочетание «Fake news» стало популярным мемом, и вот уже в начале января этого года сам Дональд Трамп объявил результаты придуманной им премии фейковых новостей:
Ранее президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что в ближайшие недели будет представлен проект закона, направленного против фейковых новостей в сети. Правда, он вызывает множество скептических комментариев в связи существующим принципом свободы слова. А бразильское правительство (в этой стране, как в России, также в 2018 году выбирают главу государства) в преддверии президентских выборов планирует координировать свои действия по борьбе с фейковыми новостями непосредственно с технологическими гигантами: Facebook, Google и Twitter.
Инициатива бразильского правительства свидетельствует о том, что решение проблемы лежит скорее в программной плоскости, чем в юридической. Правда, пока ИТ-компании находятся в поиске эффективного средства против недостоверной информации, основываясь на технологиях в области анализа данных, искусственного интеллекта и машинного обучения.
Не все попытки удачны. Facebook еще в конце декабря признал свою идею маркировать потенциальные фейковые новости красными предупредительными флажками — несостоятельной. Как выяснилось, такие посты только привлекали внимание пользователей, и на них кликали еще охотнее. Но программисты Facebook нашли выход: теперь вместе с подозрительным постом будет отображаться ссылка на релевантную новость, которую алгоритм считает более правдоподобной и надежной.
В 2017 году Facebook заключил множество контрактов с агентствами, которые были привлечены им к факт-чекингу: именно они решали, на каких новостях будет появляться маркировка в виде красного флажка. А в России Facebook до сих пор вовлечен в скандал, связанный с нежеланием компании открывать свои рекламные возможности тем организациям, которые, по мнению гиганта, способствовали распространению недостоверной информации в ходе выборов президента США. Кроме того, Facebook пробовала приоретизировать комментарии под новостями, отдавая предпочтение тем, которые сообщают, что новость «поддельная».
В общем, решения предлагаются самые разные. В конце прошлого, 2017 года, группа студентов Йельского университета в ходе 36-часового хакатона предложила плагин для барузера Google Chrome под названием «Open Mind»: он показывает пользователю предупреждающее сообщение, если тот заходит на сайт, который ранее испортил свою репутацию публикацией фейковой информации.
Но независимые платформы публикации контента типа Reddit не спешат ограничивать своих пользователей в возможностях для выражения мнений. А Google, Twitter и Facebook часто обвиняют в политической предвзятости. Существуют стартапы типа DeepSee.io, основывающиеся на технологиях машинного обучения, которые ищут альтернативное решение проблемы. В основе решения DeepSee.io лежит помимо прочего технология блокчейн, которая также позволит вычислять потенциальную пропаганду и отличать ее от фактов.
First Line Software в рамках сотрудничества с центром инноваций Университета Лейдена (Нидерланды) разработала прототип системы, детектирующей недостоверную информацию в социальных сетях. Сервис CredibleU призван анализировать ссылки в Twitter и сверять их с адресами скомпрометированных сайтов. Сомнительные источники выявляются сервисом, а пользователи получают соответствующее предупреждение. Уже реализован прототип; ведётся работа над полноценной системой, которая будет доступна в качестве бесплатного twitter-бота в 2018 году.
В перспективе такие компании как DeepSee.io будут запускать свои независимые платформы публикации контента. А компаниям, правительствам и бизнесу придется увеличивать инвестиции в разработку средств, направленных против фейковых новостей.
Request documents
ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ?
Заполните форму, чтобы связаться с нами
