Когда блокировка мессенджера Telegram стала явью, оказалось, что бизнес–среде очень не хочется терять этот важный ресурс. "ДП" разбирался, действительно ли он незаменим, какие потери и кому теперь грозят.

История вокруг Telegram, которая тянулась не меньше года, закончилась блокировкой мессенджера. Вчера Роскомнадзор направил операторам связи требование закрыть доступ к программе. Глава ведомства Александр Жаров заявил, что будет послан запрос в Google и Apple с требованием удалить Telegram из магазинов приложений.

В прошлую пятницу суд принял решение о блокировке Telegram в РФ. В течение дня госорганы и чиновники рассказывали о переходе в другие мессенджеры и социальные медиа. А Mail.Ru Group, владеющая мессенджером "Там Там", распространила информацию, что число новых регистраций в нем взлетело в 10 раз за несколько часов. В то же время в топе скачиваний в Apple Store и Google Play держались различные VPN–сервисы. А основатель Telegram Павел Дуров пообещал использовать "встроенные методы обхода блокировок, которые не требуют действий от пользователей".

"ДП" собрал мнения о последствиях блокировки. Они разделились на три группы. Первая: все перейдут на VPN, то есть обойдут блокировку, и все будет хорошо. Вторая: все найдут замену Telegram, и все будет хорошо. Третья: Telegram–каналы лишатся многих пользователей, но и при переезде в другие мессенджеры потери аудитории неизбежны, однако все это можно наверстать, а вот хороших альтернатив Telegram (в частности, для создания сложных чат–ботов) пока нет.

Рост и вес мессенджера

На момент вынесения "приговора" Telegram занимал 9–е место в Google Play среди бесплатных приложений в категории "Связь". В русской версии AppStore он был первым в топе чат–мессенджеров в категории "Социальные сети".

В общем зачете мессенджеров по числу активных пользователей в России Telegram, по разным подсчетам, находится на 4–6–м месте. Известно, что у продукта Павла Дурова хорошая база пользователей в Иране и Узбекистане — там он лидер по популярности. При этом, по данным App Annie, с ноября 2016–го по октябрь 2017–го лидером по загрузкам Telegram среди всех стран стала именно Россия.

Вопрос о капитализации Telegram — более чем спорный. В 2015 году в СМИ появилась сумма $1 млрд — столько якобы предлагал за покупку Telegram сам Google. Павел Дуров в том же году называл стоимостью своего актива $3–4 млрд. Летом 2017 года аналитики "ФИНАМа", оценивая Telegram для "ДП", сказали: "Максимальная оценка Telegram сейчас может составить $100 млн".

Сейчас Алексей Деревянкин, технический директор оператора фискальных данных "Первый ОФД", оценивает стоимость Telegram в $3–5 млрд, более того, он убежден, что блокировка в России не принесет компании потерь и, наоборот, привлечет инвесторов. "На капитализации это скажется положительно. Блокировка в России, скорее, продемонстрирует миру принципиальность мессенджера в отношении нераспространения приватных данных пользователей", — считает Деревянкин.

С ним согласен Денис Кусков, гендиректор агентства TelecomDaily: "Компания работает на территории многих стран, и потеря аудитории — это не лучшая вещь для нее, но, с другой стороны, то, что Telegram не пошел на поводу у одной страны, положительно скажется на его капитализации. Все, что делают наши власти и Роскомнадзор, для Telegram идет в плюс".

Куда польется реклама

Реклама и продвижение с помощью чат–ботов — вот способы заработка в Telegram для пользователей и компаний. Стоимость разработки чат–бота — от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч рублей.

Максим Пинюгин, представитель компании Pimax Interactive, которая занимается разработкой чат–ботов для мессенджеров, считает, что из–за блокировки количество клиентов может снизиться в разы: "Мы пока находимся в позиции выжидания. Если пользователи не будут обходить блокировки, то для на нас это отразится снижением заказов".

"Блокировка — весьма неприятный факт для компаний, которые занимались созданием чат–ботов или зарабатывали деньги через них в Telegram. У них частично рухнула бизнес–модель, — говорит Михаил Беляев, региональный представитель "1С–Битрикс" в Петербурге. — Но это небольшая прослойка компаний. А весь остальной бизнес перейдет в альтернативные каналы. Думаю, что серии блокировок других сервисов не последует — с ними удастся договориться".

Тем, кто вложился в поиск и поддержание аудитории в Telegram-канале, довольно сложно будет перенести свою аудиторию на другую площадку. "Так что без потерь точно не получится, —заключает Александр Поздняков, генеральный директор First Line Software. — Примерно полтора года назад превалирующим средством внешней коммуникации для бизнеса стал Telegram. Кто займет его место, предсказать сложно".

Денис Кусков считает, что, скорее всего, мессенджер начнут покидать рекламодатели: "Согласно нашим исследованиям, россияне пользуются одновременно тремя мессенджерами, поэтому рекламодатели без проблем перейдут на WhatApp, Viber и другие альтернативы".

"Лично мне Telegram в работе и жизни нужнее, чем сыр, — признается Михаил Гаврилов, директор по развитию банка "Санкт–Петербург". — Но настоящий предприниматель всегда умеет действовать в условиях ограничений и находить новые возможности".

Request documents

Leave us an email and we'll send instructions

ХОТИТЕ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ?

Заполните форму, чтобы связаться с нами

Владимир Литошенко
Старший вице-президент