Русский /

Блог

На заре интерфейсов проблемы перехода на предыдущий экран не было. Когда речь шла о компьютерах, на помощь всегда могла прийти кнопка ESC, удобно расположенная на клавиатуре.


Когда появились первые телефоны и первые мысли о построении мобильных интерфейсов, эта задача была также легко решена. Благодаря тому, что у телефонов были кнопки, за переход на предыдущий экран отвечала или специальная кнопка “назад” в виде стрелки (вариации — кнопка С и ВЫКЛ) или контекстная кнопка, имеющая подсказку на экране.

1 smart2 smart

 

Все перевернулось после революционного появления айфона и вместе с ним моды на сенсорные экраны. Полное отсутствие управляющих кнопок и наличие вместо этого только одной кнопки “Home” стало для рынка откровением. Привычного закрытия программ не стало, вместо этого они сворачивались (правда тогда еще не было многозадачности и в фоне программы не работали, но речь сейчас не об этом). Как же инженеры и дизайнеры Apple решили проблему с переходом на предыдущий экран? Для кнопки назад выбрали место с левом верхнем углу. В принципе, никаких противоречий это решение не вызвало. Место достаточно удобное и при размере экрана 3,5 дюйма (экран поколений айфонов до 5 версии) проблем не вызывает.

Появившаяся в скором времени, конкурент iOS, платформа Android предложила рынку свое решение этого вопроса. Наряду с кнопкой home и menu, в ней присутствовала кнопка «назад». Первые аппараты, появившиеся на андроид в основном имели физические кнопки «назад». Можно привести в пример телефоны HTC Dream (T-Mobile G1) и HTC Hero.

3 smart     4 smart

Шло время, и мода на сенсорные экраны развивалась, от физических кнопок отказывались. И кнопка «назад» сначала стала только сенсорной, а впоследствии с появлением в андроид поддержки наэкранных кнопок, стали появляться телефоны и совсем без кнопок, только с их наэкранными аналогами.

В чем же преимущество подхода Android (можно добавить и Windows Phone, у него схожая идеология) перед iPhone в этом плане? Во-первых, это, конечно, более удобное расположение относительно руки пользователя. Не надо далеко тянуться пальцем. Но есть и минусы, а именно большое количество ложных срабатываний. Сенсорную или наэкранную кнопку «назад» легко случайно задеть, особенно это неприятно в играх.

С появлением у Apple телефона с экраном 4 дюйма, их решение стало уже не настолько удобным. Тянуться в левый верхний угол непросто. В 7 версии операционной системы они добавили жест «свайп» для перехода на предыдущий экран, но он не так комфортен и зачастую неочевиден для пользователей. Если добавить к этому слухи о скором появлении айфона с большой диагональю экрана, то все идет к тому, что Apple придется отказаться от исторически сложившейся концепции. Каким будет их решение? Я не знаю, но очень надеюсь что элегантное и удобное.

Лично мне, как пользователю, в реализации Android версии кнопки “назад” больше всего не нравится то, что последним действием она закрывает приложение. Иными словами, зайдя глубоко и пытаясь вернуться на главный экран в приложении, нажимая много раз “назад”, в итоге ты попадешь на home screen. Хотя, по логике, если бы я хотел туда попасть, я бы нажал кнопку Home. Существует возможность спрашивать у пользователя при нажатии на «назад» в корневом экране приложения, «хотите ли вы выйти», но мало кто из разработчиков ей пользуется.

Все то, о чем я рассказал, сильно влияет на умы пользователей, а вместе с ними и на заказчиков приложений. Казалось бы такая мелочь, но она, исходя из моего опыта, всеми воспринимается по-разному. Особенно это заметно когда необходимо делать одновременно приложение под несколько платформ. Преобладают несколько желаний. Заказчикам, привыкшим к Android, очень часто хочется спрятать или завуалировать кнопку “назад” в интерфейсе айфона. Они пытаются сделать ее иконкой, сделать ее очень маленькой, незаметной, находящейся в неожиданном месте или чересчур вписывающейся в общий дизайн приложения. В итоге это приводит к тому, что часто пользователи не находят ее, судорожно нажимая на все подряд. Другая крайность, пользователи айфона, смотря на интерфейс андроид приложения постоянно хотят добавить туда кнопку “назад”. Им кажется, что физической кнопки недостаточно и обязательно должен существовать ее аналог на экране.

Самые ожесточенные споры вызывает нежелание заказчиков зачастую назвать кнопку просто “назад”. Им кажется, что это недостаточно оригинально, как у всех, что текст не вписывается в общую стилистику и лучше придумать какой-нибудь графический аналог. В итоге страдают пользователи.

Я бы посоветовал в элементах навигации не бояться показаться неоригинальными и банальными. Это именно тот момент, где лучше всего максимально следовать гайдлайнам и не выдумывать велосипед, за это пользователям будет комфортно и привычно в вашем приложении и они скажут вам спасибо.

Антон Шелонаев