Русский /

Блог

Давно ли вы скачивали приложение для телефона? Помните его название? А на что первым делом обратили внимание? Я бы хотел поговорить о такой вещи, как иконка приложения. Этот, казалось бы, маленький элемент дизайна, наряду с названием приложения, первое что мы видим когда находим его в магазине.


Представьте, человек берет в руки телефон, заходит в магазин приложений. Взгляд его рассеян, он пресыщен и не особо заинтересован. Он заходит в топы различных категорий и пролистывает их. У него нет желания заходить на каждое приложение и читать про него подробности. Что в данном случае может стать для него «стоппером»? У создателей только два способа воздействия – название и иконка. ВСЁ. Какое бы не было у вас классное приложение, насколько интересное и захватывающее, но многие об этом просто не узнают, если у вас плохие иконка и название. Про выбор названия я сейчас говорить не буду, давайте рассмотрим каким должен быть процесс отбора иконки.

Какие особенности восприятия у пользователя, который видит иконку в списке приложений, в категории в AppStore? Во-первых, скорее всего он будет видеть ее только в течение 1-3 секунд, т.к. листает список. И чем дальше от начала он этот список листает, тем хуже у него концентрация. За это время, а также потому, что иконка маленькая просто исходя из физических размеров, человек сможет воспринять мозгом один-два объекта. И именно эти объекты должны его «зацепить», заинтересовать, заставить остановить свой взор. Дальше, после того как он тапнет по иконке, в бой вступает дополнительная артиллерия в виде первого скриншота и первого абзаца текста, которые должны подстегнуть любопытство и усилить интерес. Но это потом, а пока иконка. Как же выбрать подходящую? Конечно же, это процесс творческий и тут нет однозначного ответа, я лишь могу рассказать про свой опыт.

Обычно выбор иконки начинается с мозгового штурма. Сотрудникам компании,  которые знакомы с проектом, рассылается письмо с просьбой написать набор из словосочетаний и образов, с которыми у вас ассоциируется проект. Их нужно придумать как можно больше (не меньше 50), тут главное не точность или качество, а количество предложенных вариантов. Можно предлагать самые идиотские и нелепые (конечно относящиеся к продукту), т.к. даже если они и не пойдут в дело, но запросто могут подтолкнуть к хорошей идее.

Здесь важно отметить, что эти письма надо рассылать не только маркетологам или отделу PR, а абсолютно всем сотрудникам, знакомым с проектом, т.к. никогда не известно, чья именно идея будет решающей. Еще очень важно чтобы сотрудники не видели варианты, которые предлагают их коллеги, чтобы максимально задействовать фантазию. Также те люди, которые впоследствии будут отбирать наиболее интересные варианты, не должны знать, кем они предложены, чтобы исключить влияние авторитета сотрудников или начальства.

После этапа генерации идей, идет этап фильтрации.  Уже более узкая команда, которая в основном состоит из менеджера проекта и отдела маркетинга выбирает наиболее удачные на их вкус варианты, а дизайнер пытается нарисовать их виде цветных набросков, причем делает он это на распечатанных на бумаге макетах iPhone (iPad), можно немного увеличенного размера для облегчения рисования мелких деталей. Это важный этап, т.к. очень многие вещи, после того как они нарисованы, выглядят совсем не так привлекательно, как будучи произнесенными вслух. И наоборот. После того как будет нарисовано вариантов 20-30, уже можно приступать непосредственно к выбору. Выбрать нужно несколько, порядка 5 вариантов, обычным голосованием команды. И эти 5 вариантов идут на финальный этап, а именно выбор народа. Перед этим их необходимо отрисовать в достаточном качестве, близком к финальному, чтобы можно было уловить все детали иконки и задумки, которые в них вложены.

Конечно, велик соблазн просто вставить эти иконки в картинки устройства среди иконок конкурентов и разослать всем ссылки на них, задав вопрос: какая иконка тебе больше всего нравится? И определить победителя с помощью голосования.  Но тут мы сталкиваемся с интересными особенностями человеческого восприятия и поведения. Во-первых, большинство из тех людей, которые принимают участие в голосовании, видят варианты иконок на экране компьютера, что уже делает их выбор менее точным и не аналогичным ситуации, когда они бы видели эти же иконки, но на экране телефона. Во-вторых, отвечая на вопрос «какая иконка вам нравится?», люди начинают пытаться вести себя как эксперты в области дизайна, подмечая те особенности иконок, которые, как им казалось, важны с точки зрения дизайна,  графики, стиля и пр. Плюс у них достаточно времени, чтобы изучить иконки, а как я уже говорил выше, в жизни обычно это время не превышает 1-3 секунды. В итоге все это приводит к не очень точным результатам. Из своих наблюдений я знаю, что в таких случаях очень часто выбор останавливается на иконках, которые подошли бы ближе к понятию «логотип». Например одна буква. Т.е. та иконка, которая интересна как графический элемент, но совершенно не та, на которой бы остановился взор во время листания AppStore.

В итоге, финальная концепция выглядит так: создается мобильная версия веб страницы, которая полностью повторяет внешний вид AppStore. Один из пунктов среди набора иконок в фальшивой витрине – финальная иконка. Таких страниц 5 (в случае с пятью финальными иконками). Собирается фокус группа, не менее 100 человек, желательно с различными параметрами возраста, интересов, пола, если конечно ваш продукт не ориентирован на узкую аудиторию, тогда лучше собрать фокус группу с параметрами вашей целевой аудитории. Далее эта группа заходит на эту страницу обязательно(!!!) с мобильного телефона и пролистывая просто жмут на те иконки, которые их цепляют, на которых останавливается взгляд. Все результаты записываются. Побеждает та иконка, которая набрала наибольшее количество кликов.

И напоследок, небольшой пример, иллюстрирующий этапы создания иконки. Департамент мобильных разработок First Line Software создает десятки приложений, о которых мы не можем упоминать в силу соглашения о неразглашении. Поэтому описанный ниже сервис я просто выдумал. Предположим, мы решили создать мобильное приложение для оповещения коллег о начале запланированной в офисе встречи, совещания или празднования дня рождения. Какие ассоциации возникают, если подумать о корпоративном приложении для оповещения сотрудников? Команда придумывает самые разнообразные слова: глашатай, сигнал, звонок, письмо, общий сбор, встреча, праздник, скорость и тп. Далее отрисовываем иконки, соответствующие этим словам. В финале, выбираем оптимальную визуализацию и рисуем окончательную иконку.  Победителем стала визуальное отображение ракеты, как наиболее яркое, емкое, точное и легкое в восприятии даже при беглом взгляде.

asd1

Вот и все. Эта достаточно несложная процедура, с сочинением ассоциций, отрисовкой различных иконок и фильтрацией созданных вариантов, позволяет в разы увеличить привлекательность вашей иконки, а значит и количество скачиваний вашего приложения. Например исходя из своего опыта, создание новой, усовершенствованно иконки по данному методу, может дать увеличение количества скачиваний в 2-3 раза.

Антон Шелонаев