Русский /

Блог

F6EADBDF472B0570C6C10F2F95183F6FFFF6E85CF4B8D0E064pimgpsh fullsize distr

Флешмобы в социальных сетях, веб-платформы для сбора средств, дополненная реальность и мобильные приложения: какие цифровые инструменты используют в своей деятельности благотворительные проекты?

Казалось бы, благотворительность, волонтерство и НКО (некоммерческие организации) — не самые передовые digital-отрасли. Но это только на первый взгляд. Вспомним, как всего пару лет назад акция Ice Bucket Challenge объединила миллионы людей во всем мире: простые люди и знаменитости от Марка Цукерберга до Билла Гейтса, от Анны Винтур до Опры Уинфри, обливались из вёдер ледяной водой в поддержку больных с амиотрофическим склерозом.

Подобного масштаба акции удалось достичь за счет продуманной механики в социальных сетях, где теги и посты об акции распространялись, словно вирус. В итоге, Facebook зарегистрировал 2,5 млн видео по теме на своих серверах, а Instagram — 4 млн постов. В ходе благотворительной кампании были собраны десятки миллионов долларов в пользу нескольких организаций, поддерживающих людей с данным заболеванием.


Mark-Zuckerberg-ice-bucket-challenge

В сентябре прошлого года в Великобритании была введена в обращение новая пятифунтовая банкнота. Джон Томпсон, корпоративный консультант по фандрайзингу, предложил идею жертвовать свой первый новый фунт на благотворительность и запустил в Twitter хештег #FirstFiver. К нему тут же присоединились многочисленные организации, которые призывали жертвовать средства в свою пользу. Хештег прожил более трех месяцев. 

И это только одни из самых известных примеров удачного использования digital в решении гуманитарных задач. Но не единственные. Одна из самых активно цифровизирующихся в благотворительности сфер — фандрайзинг. Это не только сайты по сбору средств, но и мобильные приложения, которые решают схожие задачи. С помощью мобильных и бесконтактных каналов оплаты у человека появляется возможность внести пожертвование за пару кликов: часто непосредственно там же, где он встречает соответствующую мотивацию. По данным исследований, с 2013 по 2016 год мобильные пожертвования выросли в объеме на 80%.

Есть универсальные приложения вроде Google One Today, доступного под iOS и Android, которые помогают быстро организовать кампанию по сбору средств в свою пользу. Подобные примеры — Snap Donate, Instead, Budge Challenge.

Часто организации также создают собственные приложения в рамках долгосрочных кампаний. Такие, например, как Share the Meal в рамках программы обеспечения продуктами питания ООН: с его помощью собирают средства для детей в Северной Иордании. Приложение использует социальные механики: пользователь может видеть, сколько конкретно будет куплено еды на его средства и сколько оплатили его друзья. 

ShareYourMeal

Еще один пример — Charity Miles: за каждую пройденную милю приложение перечисляет небольшую сумму средств в выбранную пользователем благотворительную организацию и позволяет делиться этой информацией в социальных медиа.

Charity Miles

В онлайне на данный момент существуют десятки платформ для цифрового фандрайзинга, например, Amazon Smile, EBay for Charity, Jumblebee, MyDonate, JustGiving, Givey и другие. К ним очень тесно примыкают краудфандинговые платформы, включая всем известные GoFundMe, KickStarter, Indiegogo. Кстати, на персональные страницы для донейшн (peer-to-peer fundraising) приходится до трети всех онлайн-пожертвований: это тоже необходимо иметь ввиду.

Самый же олдскульный способ для сбора средств — это различные текстовые SMS-механики, но они в том числе широко применяются до сих пор. Например, текстовые обращения использовал Американский красный крест для сбора пожертвований в 2010 году после разрушительного урагана на Гаити: этот простой способ принес организации 43 млн долларов.

Технологии также позволяют давать обратную связь по собранным средствам, и самый простой способ это сделать — e-mail рассылка. Установлено, что миллиениалы, например, охотнее всего жертвуют средства тогда, когда уверены, что они будут израсходованы на что-то конкретное.

Помимо сбора средств технологии могут помочь организациям привлечь внимание к своей деятельности. Здесь в ход могут идти самые разные инструменты. Например, фонд WWF в Лондоне создал с помощью виртуальной реальности настоящего тигра, который «гулял» в крупных торговых центрах, всего в акции было задействовано около 5000 VR-устройств. Результаты кампании оказались настолько успешными, что этот опыт был транслирован за пределы Великобритании в другие страны, в том числе в Сингапур и Индию, а проект получил продолжение как образовательный в английских школах.

11122333434

Мобильные технологии могут стать не только инструментом для сбора средств, но и основной платформой для оказания услуг и помощи. Например, приложение YAPILI, разработка которого выполнена с помощью First Line Software. Приложение позволяет жителям ряда Африканских стран получать удалённые врачебные консультации. В регионе существует серьезная нехватка качественной медицинской помощи, а вот персональные мобильные технологии развиты достаточно хорошо. YAPILI уже начал работать в семи африканских странах, включая Замбию, ЮАР, Нигерию и другие.