Русский /

Блог

5

Финтех. Это модное слово стало «новым чёрным» у ИТ-маркетологов. Появление термина свидетельствует, насколько глубоко срослись сегодня отрасли финансовых сервисов и технологий. Банки становятся полноценными ИТ-компаниями, и совершенно не понятно, как мы раньше жили без всех цифровых банковских удобств в виде удаленного управления счетом.

Понятно, что аналоговые финансовые организации сойдут с конкурентной дистанции первыми — и уже в ближайшие годы. Поэтому банки готовы вкладывать миллионы долларов в диджитализацию чтобы остаться на рынке банковских сервисов.

Банкам есть из-за чего волноваться. На потребительском рынке уже через несколько лет платить начнут миллиениалы, то есть поколение, рожденное в 2000-е годы. Из них 33% считает, что банки им не нужны вообще. А 75% полагают, что лучше пользоваться финансовыми услугами от Google и Amazon.

Вот почему, работая на опережение, банки не оставляют попытки по-максимуму перевести клиентское обслуживание в цифровую среду.

В качестве первого примера – российский кейс. Банк «Тинькофф» первым в российском потребительском банкинге сделал ставку на дистанционное обслуживание и отказался от розничных отделений и банкоматов. В одном из интервью основатель Олег Тиньков отметил: «Я намеревался строить банк, а на самом деле построил IT-компанию».

К мировым новостям. В феврале в ОАЭ запустили одних из первых в мире полностью цифровых банков Liv, то есть банк, у которого вообще нет физических отделений. Его целевая аудитория — те самые миллениалы.

Банк работает на базе мобильного приложения, доступ к которому можно получить с помощью специальной IDкарты. К приложению привязывается дебетовая карта, получить которую можно в любом крупном супермаркете.  Материнский для Liv банк EmiratesNBD потратит на цифровую трансформацию около 500 млн дирхам (около $136 млн) в ближайшие три года.

По подсчетам Juniper, в 2021 году уже 3 млрд жителей Земли будут пользоваться банковскими сервисами на смартфонах и компьютерах. Аналитики провели исследование и выяснили, что наибольшего успеха в цифровой трансформации добились: Banco Santander, Bank of America, Barclays, BBVA, BNP Paribas, Citi, HSBC, JP Morgan Chase, RBS, Société Générale, UniCredit и Wells Fargo.

Вот только самые-самые из последних инициатив гигантов финтеха:

BankofAmerica уже тестирует первые банковские отделения без обслуживающего персонала. Они оснащены только банкоматами и специальными комнатами для видеоконференцсвязи с банковскими работниками (на случай, если нужно обсудить какие-то детали персонально). Сначала банк протестирует реакцию клиентов на такие мини-отделения, но вполне возможно, что в будущем перейдет на робо-банкинг.

d5p1

Barclays, у которого уже 6,5 млн пользователей мобильного приложений (каждый из них в среднем логинится в нём 26 раз в месяц), планирует открыть еще один цифровой канал обслуживания — Facebook. Как это может быть реализовано технически, вот так сразу в двух словах не объяснишь, но по ссылке чуть больше подробностей. Ясно одно: банки готовы интегрироваться с социальными медиа и даже прорабатывают подобные планы весьма детально.

Один из крупнейших налоговых резидентов Франции, BNP Paribas, настолько впечатлился медленным приростом прибыли в четвертом квартале прошлого года, что принял решение потратить на цифровую трансформацию 3 млрд евро. Перевод обслуживание клиентов в цифровые каналы уже позволил банку на 10% сократить количество розничных отделений во Франции.

d5p2

У Citi множество цифровых сервисов, включая мобильные. Последняя инициатива для бизнес-клиентов — выпуск токенов. MobilePASS на рынках 11 азиатских стран. Маленькие персональные физические токены позволят раздавать доступ сотрудникам к мобильным сервисам посредством таких «ключей». В США тем временем Citi стал первым банком, который ввел аутентификацию пользователей кредитных карт в мобильном приложении путем их сканирования телефоном.

d5p3

У британского HSBS количество отделений за почти 10 лет сократилось более чем вдвое: скоро их останется 625 вместо 1430. 90% взаимодействий банка с клиентами приходится на цифровые каналы. Зато в прошлом году банк интегрировал в своё мобильное приложение систему распознавания речи для голосовой идентификации. К новой биометрической системе получат доступ 15 млн пользователей.

По прогнозам IDCи Gartner, уже в 2018 году мобильные устройства станут главным способом взаимодействия клиентов с банками. Для большинства клиентов (67%) удобство цифровых сервисов намного важнее, чем приветливые операционистки. Делаем выводы.