Русский /

Блог

В Петербурге более ста ИТ-компаний. Не удивительно, что хакатоны у нас случаются чаще, чем солнечные дни. Организовывая собственный марафон программирования мы заспорили – разработчиков какого уровня приглашать?

Посмотрели, что делают другие. Не нашли ничего, ориентированного на студентов первых курсов. Поэтому решили звать молодежь. Конечно, были сомнения – успеют ли новички разработать живые прототипы? Не сдадутся к третьему часу ночи? Да и захотят ли тратить бесценные выходные? Тем не менее, мы рискнули и вот что из этого вышло.

Мы связались с университетами, договорились с администрацией, расклеили афиши на факультетах. Через трое суток регистрационная таблица трещала по швам – количество желающих в несколько раз превысило наши ожидания. Идеи для разработок предлагали сами участники. Студенты переосмыслили стандартные социальные, игровые, образовательные сервисы и пришли на хакатон с оригинальными и практичными задумкам

IMG 0093

После презентации вокруг восьми лучших идей сформировались восемь команд, по три – пять человек в каждой. В перерывах между разработкой проводились семинары. В First Line Software сильное сообщество: ребята участвуют в городских хакатонах, организуют внутренние, изучают и экспериментируют с технологиями. Поэтому на семинарах для студентов прозвучало много полезной информации: как построить работу на хакатоне, как правильно расставить приоритеты, как презентовать итоги.

IMG 0183

Но главный фокус направлен на практическое программирование. «Беспрерывный кодинг на пределе человеческих возможностей». Так можно охарактеризовать процесс создания прототипа приложения «с нуля» за двадцать четыре часа. К удивлению организаторов, никто ночью не сдался и не ушел домой. Студенты трудились над кодом, некоторые дремали на бинбегах не отходя от ноутбуков. «Сутки без сна? Пфф! Вы забыли, что такое сессия!».

IMG 0042

Все команды успешно финишировали, представив на суд жюри восемь рабочих прототипов. Приложения функционировали, их можно было тестировать, у большинства – продуманный и проработанный дизайн. «После презентации мы долго не могли прийти в себя, - рассказывает один из участников судейской коллегии. - Как студентам удалось разработать качественные продукты без реальных навыков и жестких рамках? Когда имеешь пятнадцатилетний опыт в программировании, нужно долго копаться в накопленных знаниях, подбирать подходящую технологию, постоянно думать о том, насколько читаем код, насколько легко его будет поддерживать. Студентов это еще не беспокоит. Они просто используют то, что есть под рукой, стараются все сделать хорошо, и в итоге получаются отличные решения».

IMG 0214

Выбрать лучшего среди равных для жюри оказалось трудной задачей. Но они сделали это. Мы просто публикуем описания разработанных приложений, в числе которых, например, шпаргалка для ведущих интеллектуальных шоу и казуальная игра, заставляющая пользователей вспоминать математические формулы.

Социальные сервисы

Победитель хакатона. Мобильный сервис для «коротких» путешествий One Day SPb. Разработан командой ПМ-ПУ, адресован путешественникам, прибывшим в Петербург на один-два дня. One Day SPb порекомендует культурные события с учетом временных ограничений и вкусов пользователя. Находка сервиса - мероприятия группируются по временным рамкам: утренние, дневные, вечерние, ночные. Это удобно, так как «короткие» туристы рассчитывают свою культурную программу буквально по часам. Приложение разработано под Android с помощью Python. Серверная часть реализует API для поиска мест для посещения, время работы, отзывы и т.п.

IMG 0323

Приложение для оценки работы официантов Restomania. От команды студентов ИТМО. Посетители ресторанов и кафе могут оценивать работу официантов, начислять баллы и формировать рейтинги. Информация попадает в систему и затем доступна работодателю, который может отслеживать уровень сервиса заведения. Приложение написано под Android. Сервер, на котором хранится информация об официантах выполнен с применением Java, MySQL, Hibernate, Maven. Веб-приложение для владельца кафе или ресторана написано на Jsp.

IMG 0291

Поисковая система RealTimeWebSearching команды МатМеха. Позволяет искать на сайтах информацию, неиндексируемую поисковиками. Например, выполняет поиск по спискам студентов, опубликованным на сайтах университетов. «Я интересовался, куда поступили мои одноклассники, пытался гуглить, но это сложно. Поэтому мы решили разработать поисковик, который искал бы по фамилиям студентов в базах данных университетов», - объясняет идею участник команды RealTimeWebSearching. При разработке использованы технологии Asp.Net, JavaScript, JQuery.

IMG 0163

Дневник читателя «Ячитал», Дневник читателя «Ячитал», разработанный командой ПМ-ПУ. Веб-сервис, эдакий книжный Last.fm, дающий рекомендации по книгам на основе предпочтений пользователя. Для написания приложения был выбран full-stack javascript. База данных – MongoDB. Сервер - Node.js (express.js). Клиент - jQuery, Backbone, Ractive. Для описаний стилей и верстки использованы + HTML и CSS. Было реализовано одностраничное приложение с REST сервером.

IMG 0392

Переводчик книг Foreign Reader  от команды ЛЭТИ. Веб-переводчик книг в формате fb2 с автоматическим переводом как всего текста, так и конкретных слов или выражений. Приложение создано с использованием кроссплатформенной библиотеки Qt/QML. Проект можно собрать как под Windows/Linux/OSX так и под мобильные платформы. Для перевода текста приложение использует Google Translate.

IMG 0474

Социальные сервисы

Категоризатор математических формул «Карманный латех», созданный командой студентов Мат-Меха и ПМ-ПУ. Приложения для математических гиков. Категоризирует формулы, конвертирует их в картинки и позволяет обмениваться в социальных сетях. Приложение написано для платформ iOS, Android, Windows Phone с использованием Xamarin. Задействована база данных MognoDB, сервер отрисовки картинок на Go, веб-сервер на Node.js, Xamarin(C#), web (html, js, jquery, bootstrap, knockout.js).

IMG 0198

База вопросов и ответов из интеллектуальных шоу Dragon Quiz от команды Мат-Меха. Сервис сбора и хранения энциклопедических вопросов. «Было замечено, что ведущим интеллектуальных викторин приходится всякий раз искать вопросы и ответы среди своих бумажек. А любителям подумать над вопросами в стиле «Что? Где? Когда?» приходится искать в Google, если ответ не приходит в голову сам», - рассказывают участники проекта. Сервис реализован как REST API, данные хранятся в MS SQL базе. Редакторское приложение это WPF для Windows. Клиентские приложения Android и Windows Store.

IMG 0221

Игровые сервисы

Игра MathManiacs, созданная студентами МатМеха и ЛЭТИ. В декартовой системе координат располагается шарик, которые необходимо переместить в заданную точку. Правильно составленная формула отображается в виде графика, который соединяет шарик и точку финиша. Приложение разработано на платформе Unity; язык программирования C#.

IMG 0376