Back to page
sales@firstlinesoftware.com
firstlinesoftware.ru

Эксперт северо-запад: Время энтузиастов

Процесс цифровизации российской медицины только набирает обороты, и далеко не все игроки рынка готовы подключиться к нему – как ментально, так и технологически.

Закон о телемедицине, принятый в начале этого года, должен стать весомым драйвером развития телемедицины в России. Пока работа в этом направлении – удел лишь энтузиастов. Отставание от зарубежных best practice весьма существенное, и удастся ли сократить его в ближайшее время – большой вопрос. Но специалисты говорят, что выбора у нас просто нет – догонять придется.

Начинание регулятора открыло не только новые возможности для пациентов, но и перспективы для запуска инновационных бизнес-моделей. «Принятие закона о телемедицине – очень своевременная инициатива. Она послужит серьезным толчком к масштабному развитию сервисов по оказанию дистанционной врачебной помощи. В первую очередь потому, что это удобно, – поясняет менеджер по развитию бизнеса компании КРОК Алексей Чувилин. – Телемедицине способствуют повсеместное распространение Интернета и высокий уровень мобильности жителей больших городов, которые привыкли экономить личное время и не тратить его на поездки в больницы и поликлиники без острой нужды. В свою очередь, возможность удаленной коммуникации доктора с пациентом позволит лечебным учреждениям расширить спектр предоставляемых услуг, повысить их качество и уровень лояльности клиентов и, как результат, получить дополнительный доход. Думаю, что в ближайшее время телемедицина войдет в перечень страховых услуг. Пациенты быстро привыкнут к удаленному формату взаимодействия с доктором.

Однако эксперты уверены, что, несмотря на факт вступления закона о телемедицине в силу, пока глобальных качественных подвижек к этом направлении нет. «Закон о телемедицине – важный шаг к эпохе обмена данными. Фактически он открыл дорогу передаче медицинской информации, будь то результаты лабораторных исследований или заключение врача в цифровом виде, – говорит генеральный директор лабораторной службы «Хеликс» Юрий Андрейчук. – Но говорить о том, что задачи, поставленные перед российским здравоохранением, в рамках решения которых был принят закон, решены, конечно, преждевременно. Процесс цифровизации российской медицины только набирает обороты, и далеко не все игроки рынка готовы подключиться к нему – как ментально, так и технологически».

Директор по развитию бизнеса DocDoc Дмитрий Домарев подчеркивает, что телемедицина в России активно развивается, правда, пока это не бизнес, а скорее имиджевые проекты и первые попытки раздела рынка. «Само появление закона благоприятно отразилось на рынке, появились новые игроки, 2018 год в целом должен стать плодотворным. Однако мы видим потенциал для улучшения законопроекта в части первичного приема и включения телемедицины в пакеты ОМС и ДМС. Внутри отрасли это активно обсуждается профильными ассоциациями, и мы надеемся, наши поправки будут учтены», – отмечает Дмитрий Домарев.

Есть и другие причины того, что взрывного роста телемедицинских проектов с января 2018 года не произошло. «Это связано прежде всего с тем, что не все подзаконные акты уже опубликованы. Немаловажным является еще тот факт, что и медицинскому сообществу, и бизнесу необходимо время для осознания новых условий работы, – объясняет заместитель генерального директора компании First Line Software, специализирующейся на разработках в области IT-Health, Вадим Юсупов. – Кроме того, государство должно каким-то образом включить телемедицину в программы государственных гарантий, финансируемых федеральным и территориальными фондами ОМС».

Ближе к телу

Любопытно, что понимание пользы телемедицины разнится. Самое главное, конечно, это польза для пациентов. Как рассказали в МТС, согласно исследованию, проведенному совместно с НИУ ВШЭ, уже сегодня более 80% россиян хотят получать удаленные консультации врачей. 97,5% хотели бы получать результаты анализов и другие медицинские документы в электронном виде.

Правда, уверен Юрий Андрейчук, потребители еще не до конца поняли суть телемедицинских услуг: «Для них это действительно удобный способ без визита к врачу, а значит, с минимальными потерями своего личного времени получить консультацию специалиста, иметь постоянную связь с врачом для решения возникающих в процессе прохождения обследования и лечения вопросов».

Особенно полезным распространение телемедицины, по мнению Юрия Андрейчука, будет для пациентов, имеющих хронические заболевания, которые не нуждаются в очной консультации врача, так как они уже имеют все необходимые клинические данные. Например, в случае, когда необходима коррекция лекарственной терапии по результатам, назначение дополнительных анализов, выдача рецептов на медицинские препараты.

Кроме того, телемедицина может быть финансово выгодной и для клиентов клиник. «Телемедицинские технологии можно использовать для первичной оценки состояния пациентов, которые планируют визит к врачу. На основе информации о жалобах и симптомах врач может удаленно предоставить рекомендации по предварительному обследованию и анализам до назначения очного визита в медицинское учреждение. Это позволит провести прием более эффективно, так как в распоряжении врача уже будут результаты обследования пациента, на основании которых можно сделать выводы и принять решение о дальнейших действиях», – говорит Юрий Андрейчук.

В поисках клада

Но бизнес, разумеется, не будет развивать новое направление себе в убыток. Поэтому вопрос получения прибыли для распространения медицины очень важен. В связи с этим часто вспоминают про размеры России, отсутствие клиник и медцентров в отдаленных регионах и далеко не идеальное качество медуслуг за пределами МКАД и КАД. Это фактически означает, что есть поле, где можно зарабатывать практически без конкуренции и заодно играть значимую для благополучия общества роль.

«Для России с ее огромными территориями и нехваткой высококвалифицированных медицинских кадров в глубинке развитая система телемедицинских услуг может стать настоящим прорывом», – отмечают в пресс-службе МТС в СЗФО.

Рассказывая о недавно запущенном в партнерстве с сетью клиник «Медси» телемедицинском сервисе, в МТС подчеркивают, что онлайн-сервис для получения консультаций с врачами призван сделать доступнее качественную медицинскую помощь для населения, что особенно актуально для отдаленных регионов страны, небольших городов, сельской местности, где очно можно проконсультироваться лишь с врачами общего профиля или с ограниченным кругом врачей базовых специальностей.

Разумеется, в крупных городах применение телемедицины также открывает перспективы, но уже другие. «Например, оно позволяет сэкономить время на посещении клиники при повторных приемах для корректировки и уточнения назначенного курса лечения. Кроме того, телемедицинские технологии, независимо от масштабов населенного пункта, нацелены на предотвращение самолечения, а также обращения к непрофессионалам за советами и рекомендациями (например, в соцсетях). Учитывая, что современные сети связи сейчас доступны не только в мегаполисах и крупных городах региона, но также в малых населенных пунктах, мы видим большой потенциал для развития телемедицинских сервисов», – говорят в МТС.

Финансовый фактор, безусловно, может стать драйвером развития телемедицины – особенно с учетом того, что рынок медицинских услуг находится в стадии стагнации. По данным обзора «Анализ рынка медицинских услуг в России» BusinessStat, в 2017 году натуральный объем рынка в стране вырос всего на 0,4% по сравнению с 2016 годом. В 2018 году ожидается рост этого показателя лишь на 0,5%. Телемедицина же позволит развивать новые бизнес-модели, а значит, станет новым источником выручки.

Поможет телемедицина и государству – за счет сокращения числа госпитализируемых, сроков лечения и реабилитации. Для примера достаточно посмотреть на зарубежный опыт. По данным исследований компании WellDos DiabetsManager, использование телемедицины для мониторинга больных сахарным диабетом в США снизило частоту госпитализаций и амбулаторных визитов пациентов на 58%.

Телемедицина за рубежом, кстати, уже сейчас является прибыльным бизнесом. К примеру, Teladoc, один из крупнейших телемедицинских провайдеров, за 2017 год нарастил прибыль почти на 90% – и это притом что пока расходы на маркетинг и привлечение клиентов у компании очень высоки. Ведь фактически Teladoc – первопроходец рынка.

Российский бизнес также идет в эту сторону, прежде всего высокотехнологичные компании, среди которых и телеком-операторы – уже упомянутый МТС и «МегаФон», представивший еще в конце 2017 года сервис «МегаФон. Здоровье».

Именно эти компании уже начали считать, сколько смогут заработать. По оценкам МТС, в 2018 году объем рынка телемедицины в России составит порядка 18,5 млрд рублей. «Мы также прогнозируем, что CAGR для рынка телемедицины в России может составить порядка 30%. Таким образом, к концу 2023 года объем рынка телемедицины в России может превысить 68 млрд рублей», – отмечают в пресс-службе МТС в СЗФО.

Игра для взрослых

Одним из сдерживающих развитие телемедицины факторов является то, что для выхода на рынок необходимы немалые инвестиции, а, следовательно, игра на нем доступна только крупным компаниям – они готовы к этому, в том числе материально. «Наиболее активные компании находили возможности развивать это направление и до закона, а сейчас тем более. К сожалению, это очень небольшая часть частных клиник, в основном крупные сети», – говорит Вадим Юсупов.

По мнению Юрия Андрейчука, финансовый и технический факторы могут стать сдерживающими для этого рынка. «Типовых решений пока нет, более того, нет стандартных ИТ-инструментов для организации подобных сервисов, а значит, в каждом конкретном случае это будет разработка собственного решения либо серьезная кастомизация уже имеющегося на рынке продукта. Это может потребовать значительных затрат – в зависимости от того, какие цели перед собой ставит клиника, от ее специализации, количества пациентов, оказываемых услуг. Исходя из этого, могут применяться разные подхо- ды для внедрения телемедицинских услуг, и, соответственно, потребуются разные затраты для реализации».

«Собственный телемедицинский сервис может позволить себе не каждая клиника. Это отдельный проект, требующий серьезных инвестиций, формирования новых бизнес-процессов в медицинской организации», – резюмирует Юрий Андрейчук.

Минимизировать затраты позволяют облачные варианты, поэтому и спрос на них сейчас растет. В компании КРОК отмечают рост спроса на ИТ-решения для телемедицины в последние пару лет. Среди недавно реализованных – проект для онлайн-сервиса TelemedHelp. Платформа для проведения удаленных видеоконсультаций с врачами была размещена в защищенном сегменте облака КРОК.

«На данный момент мы разрабатываем проекты по внедрению систем видеоконференцсвязи (ВКС) для ряда московских клиник в формате управляемых сервисов. 

Преимущество таких сервисов заключается в том, что заказчику не нужно создавать собственную ВКС-инфраструктуру. Компания-провайдер предоставляет ВКС-решение под ключ, в том числе и комплексную техническую поддержку, за ежемесячную плату. В любой момент мощности ВКС-системы можно нарастить или, наоборот, отказаться от использования ВКС-услуги. Это гораздо выгоднее для больниц и поликлиник, так как они переводят свои капитальные затраты в операционные. Более того, им не нужно держать в штате квалифицированных ИТ-специалистов, – расска- зывает Алексей Чувилин. – При этом ВКС- решение связи может быть интегрировано с внутренними информационными системами лечебного учреждения (например, системой электронных карт пациентов), а также системой биллинга и электронных подписей».

Дмитрий Домарев, правда, считает, что сдерживают развитие рынка не только финансовые и технологические ограничения. «Да, многие игроки осознали важность этого направления, впрочем, скорость развития у каждого своя, в большинстве случаев внедрение идет медленно. И вопрос не в технологической платформе или доступе к Интернету, – уверен Дмитрий Домарев. – На первый план сейчас выходит неготовность врачей, привыкших работать в офлайне, проводить онлайн-консультации. Требуется отбор, специальное обучение, практика, и только после этого врачи могут консультировать пациентов онлайн. Американский опыт говорит, что отлично работают только те врачи, кто изначально учился на онлайн-специалистов, а для этого нужно как минимум семь-десять лет».

На полпути к 4P

Несмотря на то что пока ожидания не оправдались, перспективы телемедицины оцениваются экспертами позитивно. «Благодаря развитию телемедицины мы движемся в сторону модели 4Р-медицины, которая включает профилактику заболеваний, предикцию – определение предрасположенности к заболеваниям, персонификацию – индивидуальный подход к каждому пациенту с учетом особенностей его организма, и партисипативность, то есть активное участие пациента и членов его семьи в сохранении своего здоровья, вовлеченность в процесс», – отмечают в МТС.

«Настал момент, когда всем участникам отрасли нужно накапливать не просто артефакты, а семантически размеченные, интероперабельные данные. Каждому игроку рынка частной медицины важно быть валентным экосистеме, которую создает государство в здравоохранении, – уверен Юрий Андрейчук. – В перспективе это в корне поменяет парадигму взаимоотношений «врач – пациент». Это первый шаг на пути к медицине нового формата – медицине 4Р (Predictive, Preventive, Personalized, Participatory), которая позволит не просто улучшить качество меди- цинской помощи, но и сделать ее более эффективной, экономически оправданной и персонализированной».

Юрий Андрейчук отмечает, что это общемировая тенденция – стремление современного человека сэкономить время на посещении врачей, консультациях и исследованиях – приводит к повсеместной цифровизации медицинских услуг и появлению новых ИТ-сервисов, позволяющих сократить личный контакт клиента с представителями медицинской организации. «Пока что телемедицина – исключительно энтузиазм некоторых государственных и частных структур, отдельно взятых ИТ-специалистов и специалистов от телемедицины, перенимающих зарубежный опыт и верящих в светлое будущее телемедицины и цифрового здравоохранения нашей страны в целом, – комментирует Вадим Юсупов. – Однако развитие ИТ-отрасли и наличие медицинских кадров не дают шансов на отставание в этой области, другими словами, у нас нет выбора, тем более при такой протяженности нашей Родины».


About Us

First Line Software is a premier provider of custom software development, technology enablement services and value-add consulting in big data engineering, digitalization, intellectual integration, industrial Internet, and IoT, digital media and marketing, and enterprise content management as well as healthcare IT.

Headquartered in the US, First Line employs 500+ staff globally. First Line team and company culture is centered around subject matter expertise, technical excellence, consulting capabilities and proven methodologies, with a strong focus on Agile and Intellectual Integration.

The company has been recognized with multiple annual rankings and awards by the International Association of Outsourcing Professionals (IAOP), Global Services, CorporateLiveWire, Insights Success and CNews. We were the first to be awarded the Scrum Capability Medallion by Scrum, Inc. Most recently, research firm Gartner included FirstLine in their first ever Market Guide for Technology Integrators (2014) and the Cool Vendor in Applications Services 2015 Report. We are active members in Object Management Group and Industrial Internet Consortium. FLS is also an EPiServer Premium Solutions Partner.