Back to page
sales@firstlinesoftware.com
firstlinesoftware.ru

ИТ-стажировка в Японии. Часть первая.

Java-разработчик First Line Software Антон Абушкевич поделился впечатлениями о своей поездке в Японию и стажировке в местных ИТ-компаниях.

Java-разработчик First Line Software Антон Абушкевич делится впечатлениями об ИТ-стажировке в Японии

В конце 2017 года мне довелось побывать в Японии на стажировке по теме «Информационные технологии». Отбор участников из Санкт-Петербурга проводил наш локальный Японский Центр, где  я когда-то изучал японский язык. В сентябре я увидел у них на сайте объявление о наборе на стажировку в Японию. Почему бы и не попробовать, подумал я, собрал и отнес на Марата необходимые документы, а через пару недель на собеседовании рассказал о центре разработок First Line Software и о своей работе Java-разработчиком в компании. Еще через пару недель мне позвонили и сообщили об успешном зачислении в группу.

Из Санкт-Петербурга в группу вошли 5 человек, и еще 17 – из других городов России: из Москвы, Нижнего Новгорода, Уфы, Белгорода, Ульяновска, Калининграда, Ставрополя, Екатеринбурга, Воронежа, Ярославля и Барнаула. Большинство – примерно две трети – выпускники президентской Федеральной программы подготовки управленческих кадров. Остальные, в числе которых оказался и я, – участники, отобранные по результатам собеседования на свободной основе.

Стажировка представляла собой ознакомительную поездку по различным японским компаниям, чья деятельность связана с IT. Каждый день был четко распланирован: всего мы посетили 10 компаний, были на Всемирной выставке роботов, а также, в рамках культурной программы, совершили обзорную экскурсию по буддистским храмам и синтоистским святилищам и даже видели вдалеке знаменитую гору Фудзи.

japan1

Благополучно долетев на самолете Аэрофлота до токийского аэропорта Нарита (прямой рейс из московского Шереметьево, лететь почти 10 часов), пройдя паспортный контроль, сдав отпечатки пальцев, прочитав на стене любопытную приветственную надпись (на английском: «Welcome to Japan!», а выше – на японском: お帰りなさい, что переводится как «С возвращением!»), получив багаж и встретившись, наконец, с представителями принимающей стороны, мы поехали на автобусе в наш отель.

japan2

Первые впечатления не заставили себя ждать: "Чувствую, что что-то не так... Да мы же по встречке едем!". Движение в Японии левостороннее, причем не только на дорогах: когда идешь по тротуару, поднимаешься или спускаешься на эскалаторе – принято держаться левой стороны. Поначалу это весьма неудобно, но пару раз чуть не столкнувшись с идущим навстречу и пытающимся обойти тебя справа японцем, начинаешь постепенно привыкать. И как оказалось, за 10 дней привыкаешь настолько, что по возвращении на Родину приходится отвыкать.

Токио встретил нас 14 градусами тепла. Вообще, за все время стажировки температура редко падала ниже +10 °C даже ранним утром.

japan3

В течение стажировки мы только один раз пользовались специально выделенным для нас автобусом – когда в выходной ездили в Камакуру, древний город со множеством храмов и святилищ. В основном же мы ездили к местам проведения лекций на городских поездах и метро. И оказалось, что это намного лучше: так мы сразу смогли познакомиться с принципами работы токийского общественного транспорта, и вероятность потом запутаться в хитросплетениях поездов, метро и монорельсов была существенно снижена с первых же дней пребывания в Токио.

Основных железнодорожных транспортных сети в Токио две: JR (поезда) и метро. Они удобно совмещены друг с другом – со многих станций JR можно перейти на смежную станцию метро. Но обслуживаются они разными компаниями, поэтому при пересадке с поезда на метро приходится сначала расплачиваться за поезд, а уже потом входить на территорию метро. Выглядит это так: при входе на станцию стоит ряд турникетов, и чтобы пройти через них, нужно приложить карточку наподобие нашего «Подорожника». Деньги сразу не списываются, система просто запоминает, на какой станции вы сели. Доехав до нужной станции и собираясь пересесть, например, на метро, вы выходите через такие же турникеты, прикладывая карточку, и именно в этот момент происходит списание денег. Далее переходите на нужную вам станцию метро и точно по такой же схеме доезжаете до места назначения.

japan4

У нас в метро мы можем сесть где-нибудь на Звездной и ехать хоть до соседней Московской, хоть до Парнаса, – цена поездки будет одинаковая. В Токио вы платите столько, насколько далеко уехали от начальной станции. Причем транспорт довольно дорогой: проехать по прямой линии шесть станций мне стоило 200 иен (около 110 рублей). В первый же день всем нам выдали проездные карточки, на них было примерно по 5500 иен. Эта сумма была рассчитана только на поездки по программе, не учитывая наши возможные самостоятельные перемещения. Естественно, деньги на карточке стали кончаться уже к середине стажировки. За все время стажировки нами в среднем было потрачено на транспорт около 10000 иен (5500 рублей) на одного человека.

japan5

Поезда и метро в целом мало отличаются от наших, только намного чище. Всегда есть полки для багажа, к металлическим перекладинам крепятся треугольники поручней, но так низко, что держаться удобнее не за них, а за перекладины, – и пройти к выходу, не задев хотя бы одно такое кольцо лбом, весьма проблематично. В поездах JR над каждой дверью – ЖК-экран со схемой ветки с обозначением времени, оставшегося до каждой из ближайших шести или около того станций, с дублированием названий на английском. В метро чуть проще – название следующей станции сообщает бегущая строка. Я так и не понял, по какому алгоритму открываются в ту или иную сторону двери. Перед каждой станцией просто объявляют – справа они будут открыты или слева.

Монорельс – также интересная штука. Монорельс в Токио представляет собой поезд без машиниста из нескольких вагонов со свободным переходом между ними. Самое интересное – в первом вагоне, где через лобовое стекло можно без помех наблюдать движение поезда. Место для машиниста там тоже есть, и, говорят, бывают случаи, когда можно застать там машиниста за работой, но большую часть времени поезд работает полностью в автоматическом режиме.

japan6

На монорельсе мы были свидетелями очередной японской оптимизации: платформа на станции располагается с обеих сторон поезда, но ожидающие посадки пассажиры стоят только с одной стороны (например, с левой). Прибывая на станцию, поезд открывает двери с обеих сторон, и приехавшие пассажиры выходят на пустую правую платформу, не мешая пассажирам, садящимся в поезд с левой стороны.

Монорельс, на котором ездили мы (линия Юрикамомэ), курсирует между искусственными островами в токийском заливе, в числе которых самый большой – Одайба. На Одайбе расположены знаменитые на весь мир японские бани на горячих источниках «онсэн». Там, на Одайбе, они, правда, искусственные (откуда взяться на искусственном острове естественным источникам), но все атрибуты онсэна налицо: халаты юката, бассейны с разной температурой воды, сауна, ротэнбуро – горячие источники под открытым небом (да, тут искусственные). В общем зале можно поесть, поиграть в японские фестивальные игры, типа стрельбы в тире или вылавливания бумажным сачком рыбок из корыта, пока сачок не размокнет. Здесь же – в специально отведенной комнате отдыха – можно просто вздремнуть. Кстати, те, кто приезжает в Токио всего на пару дней, чтобы не платить за гостиницу, просто ночуют в комнате отдыха в онсэне – благо тот работает почти круглосуточно, с небольшим перерывом на уборку утром.

japan7

После знакомства с участниками и организаторами стажировки – компанией WBA (World Business Associates Co., Ltd.) – и вводной лекции о состоянии японской IT-индустрии, мы отправились в первую компанию – IDY. Эта компания "среднего эшелона", основанная в 2007 году, занимается разработкой особо защищенных беспроводных маршрутизаторов для IoT – интернета вещей и IoM – в их собственной терминологии – интернета машин. Презентацию провел основатель компании господин Хонда (нет, не тот самый, просто однофамилец), начав с представления компании и своей продукции и закончив прогнозом рынка подобных устройств и обзором дальнейших перспектив развития компании.

japan8

Свою продукцию компания IDY делает исключительно на заказ, закупая комплектующие и осуществляя сборку вне Японии. На наш вопрос, не боятся ли они конкуренции подобных устройств из Китая, из-за своей дешевизны имеющих на рынке явное преимущество, Хонда-сан нимало не смутившись ответил, что стратегия компании IDY в том, что их устройства делаются под конкретного заказчика, учитываются конкретные требования и условия эксплуатации, которые предполагают серьезные исследования и разработку (R&D), что выгодно отличает их от дешевых китайских аналогов и оправдывает их немалую цену – от 45000 иен (приблизительно 25000 рублей).

В завершении первого дня мы посетили самую знаменитую станцию Токио – Сибуя. Та самая, где стоит бронзовая статуя собаки Хатико – символа преданности. Здесь же располагается знаменитый большой перекресток с диагональной зеброй, который можно встретить почти в любом фильме про Токио и вообще Японию.

japan9

Вряд ли кто-то не слышал историю Хатико, пса породы акита-ину, 10 лет ждавшего возле станции Сибуя своего умершего хозяина. Рядом с его статуей принято назначать встречи, но, если будете в Токио, не злоупотребляйте этим – вечером там полно народу, и найти друг друга будет проблематично.

(продолжение)


About Us

First Line Software is a premier provider of custom software development, technology enablement services and value-add consulting in big data engineering, digitalization, intellectual integration, industrial Internet, and IoT, digital media and marketing, and enterprise content management as well as healthcare IT.

Headquartered in the US, First Line employs 500+ staff globally. First Line team and company culture is centered around subject matter expertise, technical excellence, consulting capabilities and proven methodologies, with a strong focus on Agile and Intellectual Integration.

The company has been recognized with multiple annual rankings and awards by the International Association of Outsourcing Professionals (IAOP), Global Services, CorporateLiveWire, Insights Success and CNews. We were the first to be awarded the Scrum Capability Medallion by Scrum, Inc. Most recently, research firm Gartner included FirstLine in their first ever Market Guide for Technology Integrators (2014) and the Cool Vendor in Applications Services 2015 Report. We are active members in Object Management Group and Industrial Internet Consortium. FLS is also an EPiServer Premium Solutions Partner.